НОВОСТЬ

200 ЛЕТ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Автор знаменитых романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» принял Таинство Крещения в нижнем Михайловском храме 8 мая 1891 года.

Крестовоздвиженская церковь находится на окраине старого Подола – одного из древнейших районов Киева. Стоящая под Замковой горой церковь гармонично вписалась в природный ландшафт местности. Поблизости от храма – исторические места древнего Киева, названия которых напоминают о кипевшей тут в старину жизни. Житний базар находится на месте древнего Житнего торга, известного с ХІ века. Примыкающие к церкви урочища Кожемяки и Гончары с ХІ–ХІІ вв. были заселены ремесленниками. Согласно народной легенде, в незапамятные времена тут поселился богатырь Кирилл Кожемяка, победивший змея-людоеда и вызволивший дочь киевского князя.

После опустошения Верхнего города в 1240 г. кочевыми ордами хана Батыя жизнь Киева на протяжении XIII–XVIII вв. сосредотачивалась на Подоле. Кожемяцкую слободу населяли мастера кожевенники, имевшие свой ремесленный цех. Как корпоративный член он входил в Киевское православное братство, основанное в 1615 г., во времена Речи Посполитой, для защиты православной веры. Жители значительно выросшей слободы, приписанные к отдаленной Васильевской церкви, просили разрешения у духовных властей построить на свои средства храм. Так в середине XVIII века на Кожемяках появилась своя приходская церковь. В ее приходе жили преимущественно простые подольские мещане – торговцы и ремесленники. Прихожанами Крестовоздвиженской церкви вполне могли быть действующие лица знаменитой комедии «За двома зайцями» – переработанной пьесы И. Нечуй-Левицкого «На Кожемяках»(1).

Первая деревянная церковь – предшественница нынешнего храма, появилась на Кожемяках в 1748 г. Так вышло, что она стала «родственницей» Андреевской церкви, построенной по повелению императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 г. состоялась торжественная закладка каменной церкви на горе, где, по преданию, св. апостол Андрей воздвиг крест. Название стоявшей там разобранной деревянной Воздвиженской церкви с Андреевским приделом перешло к появившейся на Кожемяках в 1748 г. церкви. Описи Киевского наместничества 1780-х гг. указывают, что церковь была сооружена коштом киевского мещанина Артема Трофимовича Кожемяки.

Небольшая трехглавая деревянная церковь в каменной ограде сгорела во время пожара 1811 г., уничтожившего почти все строения Подола. Тогда же был заложен каменный храм на Кожемяках, строительство которого, со значительными временными промежутками, велось более 80 лет – с 1812 по 1905 год. В результате Крестовоздвиженская церковь, менявшая на протяжении столетия свой архитектурный и художественный облик, стала оригинальным памятником церковной архитектуры XIX – начала XX вв. К двухъярусному зданию храма с колокольней пристроена лестница, ведущая на высокую открытую паперть-площадку. Таким образом, в соответствии с традицией, церковный престол во имя Воздвижения Креста Господня был устроен на возвышенном месте.

Историческое событие Воздвижения Креста, происходившее в 325 г. в Иерусалиме, изображено в южном приделе при входе в храм. В центре живописной композиции – Крест Господень, воздвигнутый иерусалимским патриархом Макарием. Внизу разворачивается панорама Иерусалима, над которым высокое небо, озаренное отблесками солнца. Слева от Креста – коленопреклоненная св. царица Елена, обретшая Честный и Животворящий Крест. Вокруг – священнослужители и жители Иерусалима, символизирующие всех христиан, поклоняющихся Кресту.

В престольный праздник Крестовоздвиженской церкви (27 сентября, 14 сентября – по старому стилю) в этом подольском храме совершается чин воздвижения Креста. Из алтаря износится Распятие – святыня храма с частицей Креста Господня. При многократном пении «Господи помилуй» Крест поднимается для обозрения всеми молящимися, как это было во время древнего воздвижения в Иерусалиме.

Нижний храм с приделом св. архистратига Михаила (1812 г.) стал первоначальным ядром церковного строения, к которому постепенно добавлялись новые объемы(2). Проект верхнего яруса Крестовоздвиженской церкви с колокольней был составлен в 1822 г. киевским городским архитектором Андреем Ивановичем Меленским (1766–1833), руководившим восстановлением послепожарного Подола. Архитектор вписывал в холмистый пейзаж Киева небольшие «точечные» церкви с закругленными формами, отмеченные красотой и изяществом. Характерные черты стиля А. И. Меленского заметны, если смотреть на Крестовоздвиженскую церковь с восточной алтарной стороны. Верхний храм, построенный в 1839 г. уже после смерти архитектора, был освящен в 1841 г. киевским митрополитом, святителем Филаретом (Амфитеатровым).

Завершенность первоначальному замыслу Меленского придало возведение колокольни в 1859–1860 гг. под руководством епархиального архитектора Павла Ивановича Спарро. На фотографиях второй половины XIX в. запечатлен вид Крестовоздвиженской церкви – прямоугольного здания с одним куполом. С востока оно завершалось полукруглой алтарной апсидой, с запада – колокольней с открытыми пролетами и куполом с высоким шпилем. В начале 1880-х гг. благоустраивалась территория церковной усадьбы, вокруг нее появилась каменная ограда.

Со временем Крестовоздвиженская церковь стала тесна для увеличившегося числа прихожан. Храм значительно расширился после реконструкции 1886–1887 гг. под руководством епархиального архитектора В. Н. Николаева (1847–1911). С южной стороны была сделана большая каменная пристройка – верхний придел со входом в храм, под ним – полуподвальный этаж. Росписи, выполнявшиеся во время работ 1880-х гг., сохранились на стенах и сводах центральной части храма.

Завершающим этапом в истории Крестовоздвиженской церкви стали работы начала ХХ века, проводившиеся также под руководством В. Н. Николаева. В 1901–1905 гг. симметрично южной пристройке была добавлена двухэтажная с севера. На ее верхнем этаже устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Верхние боковые приделы церкви были украшены живописью в 1914–1915 гг. по договору, заключенному с подрядчиком по росписи церквей Л. Ф. Кохно. Многие композиции в южном и в Казанском приделах выполнил яркий и своеобразный украинский художник Г. П. Светлицкий.

Вид на Подол. В левом нижнем углу — Крестовоздвиженский храм. Дореволюционное фото

Рядом с храмом жили приписанные к нему священнослужители. Двухэтажный дом для причта церкви, выходящий фасадом на Воздвиженскую улицу, а торцом обращенный на церковный двор, был возведен в 1910–1912 гг. Последней постройкой 1914 года стала шатровая часовня в честь св. Николая Чудотворца (архитектор Алексей Петренко), название которой указывает на находившуюся там икону святителя Николая – скорого помощника и заступника.

Октябрьская революция 1917 г., ставшая началом советского периода нашей истории, открыла печальную страницу в летописи подольской церкви. В 1917 г. в храме стал служить священник о. Феодосий Павловский, которому суждено было стать последним его настоятелем. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. – время массовых закрытий и разрушений церквей, арестов и расстрелов священнослужителей. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви были прекращены в 1935 г., тут устроили мастерские и склад. После закрытия храма его настоятель о. Феодосий Павловский был сослан в Сибирь. Единственной действующей церковью в Киеве перед началом Великой Отечественной войны оставался Свято-Вознесенский храм на Демиевке.

В период немецко-фашистской оккупации 1941–1943 гг. в Крестовоздвиженской церкви возобновились богослужения. Настоятелем вновь был поставлен о. Феодосий Павловский. В январе 1948 г. в «Журнале Московской патриархии» был напечатан некролог пастырю: «3 ноября 1947 года, на 87-м году жизни и 62-м году пастырского служения, скончался старейший и заслуженнейший священнослужитель Киевской Митрополии, настоятель Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви протопресвитер о. Феодосий Павловский».

Крестовозвиженская церковь в 1944 году

После новой волны хрущевских репрессий против Церкви в Киеве к концу 1961 г. осталось только 8 из 25 действующих храмов. В Крестовоздвиженскую церковь, где богослужения не прекращались, перевели причт закрытой Покровской церкви на Подоле. Ее настоятель, известный пастырь о. Алексий Глаголев, стал вторым священником храма. Любопытные свидетельства имеются в воспоминаниях Л. Я. Яскевича – одного из старейших киевских прихожан: «Тогда в этой церкви объединились три парафии: собственно Крестовоздвиженская, наша Покровская и украиноязычная (не автокефальная). Примечательно, когда заболевал о. Алексий Паливода – священник украинского прихода, в этот храм спускался о. Алексий Глаголев и совершал богослужение на церковно-славянском языке (в украинском языке он был слаб), а хор пел, и чтец читал на украинском языке, и, несмотря на разноязычие, были довольны все, все были в мире и любви Христовой. Не было тогда никакого противостояния»(3). В истории храма, относящейся к ХХ веку, остается много белых страниц, которые, может быть, со временем заполнятся.

Со второй половины 1980-х гг. стало возможным проводить ремонтно-реставрационные работы в храмах (что ранее практически запрещалось советскими властями). В 1986–1988 гг. в верхнем ярусе Крестовоздвиженской церкви средствами общины проводилось поновление настенной живописи. В 1991 г. реставрировался нижний храм св. архистратига Михаила. В 2000 г. тщанием настоятеля протоиерея Андрея (Печника) внизу был устроен и расписан придел св. апостола Андрея Первозванного. Таким образом, восстановилась изначальная связь Крестовоздвиженского храма с Андреевской церковью. В верхнем храме был установлен новый иконостас, сделанный мастерами из Ивано-Франковска. Нынешний настоятель Крестовоздвиженской церкви о. Андрей (Печник), отметивший в прошлом году свое 90-летие, является старейшим священнослужителем Киевской митрополии. Более 70 лет он совершает свое священническое служение, из них 22 года в Крестовоздвиженском храме.

За более чем 200-летнюю историю церкви на Кожемяках с ней были связаны многие люди – священнослужители, архитекторы и художники, строители и мастера, ее прихожане. Среди имен, вошедших в историю, следует назвать писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940), автора знаменитых романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Будущий писатель 8 мая 1891 г. принял Таинство Крещения в нижнем Михайловском храме. Первые годы его жизни прошли в доме по ул. Воздвиженской, 10-в, где его отец – доцент Киевской духовной академии, протоиерей Афанасий Булгаков, арендовал квартиру у тогдашнего настоятеля Крестовоздвиженской церкви о. Матфея Бутовского.

Известный украинский художник, мастер лирического пейзажа, Григорий Петрович Светлицкий (1872–1948) прожил большую часть своей жизни поблизости от Крестовоздвиженской церкви. Стены храма, где он был крещен в младенчестве и позднее венчался, художник в 1915 г. украсил своей живописью. Жизнь и творчество Г. П. Светлицкого, как и весь ансамбль росписей Крестовоздвиженской церкви, – интересная тема, заслуживающая отдельного рассказа. Ею мы надеемся продолжить знакомство с подольской церковью Воздвижения Креста Господня.

По материалам издания: http://pravlife.org